Цифровая платформа производственных систем
Бочкарев О.И.,
к.э.н., заместитель председателя коллегии Военно-промышленной
комиссии Российской Федерации,

Биленко П.Н.,
Старший преподаватель бизнес-практики Московской школы управления СКОЛКОВО,

Бельцов В.Г.,
к.т.н., главный конструктор ООО «Современное оборудование»,

Асанова Е.А., директор по программно-целевому планированию АО «Российские космические системы»
Аннотация. Перед российскими производственными компаниями стоят задачи технологического прорыва и вывода на мировые рынки высокотехнологичной конкурентоспособной продукции. Результаты проведенного авторами исследования продемонстрировали ярко выраженную потребность предприятий в развития производственных систем с помощью цифровых сервисов, объединяемых в платформы.
В статье предложены подход к построению и развитию производственных систем на основе использования как мирового опыта и знаний, так и новых цифровых сервисов и систем инструментов, созданных командами предприятий. Особо выделена последовательность целенаправленных шагов реализации цифровой трансформации.



Проблемы развития производственных систем.
В результате опроса, проведённого в апреле-октябре 2020 года, с базой респондентов в 230 человек, работающих на производственных предприятиях России, мы получили данные о развитии производственных систем (ПС). Опрос проводился в ходе проведения образовательной программы, на семинарах которой было раскрыто многообразие понятия “производственная система”, бизнес-эффекты развития ПС и приведены примеры ПС предприятий России. Результаты опроса (рисунок 1) показали, что в настоящий момент на большинстве предприятий инструменты развития производительности труда не систематизированы, не выстроены в системы и представляют собой разрозненные наборы базовых инструментов.
Источник: исследование авторов публикации
Анализ выявил не только проблемы выстраивания наборов отдельных ресурсов и инструментов в производственные системы, но и недостаточное использование командами российских предприятий цифровых сервисов, при помощи которых международные компании развивают сегодня производительность труда.
Интеграция современных цифровых инструментов с традиционными средствами управления в производственных системах представляет собой непростую задачу, к которой, как показывает приведенный опрос, готовы (и при этом самостоятельно трансформируются) менее 10% предприятий.
Решением этих проблем для оставшихся 90% предприятий может стать переход от анализа лучших международных практик создания и развития цифровых сервисов, которые описаны в настоящей статье, к проектам создания и развития цифровых платформ производственных систем.
С подобными проблемами производственные отечественные и международные компании столкнулись в начале XXI века. Сегодня инициативы с развитием проектов создания цифровых сервисов и цифровых платформ ПС как эволюционный путь развития бизнеса широко распространены на международных предприятиях. Команды этих предприятий отработали технологии оптимизации ПС, в том числе с использованием цифровых сервисов. Таким образом, они сформировали методологии, которые могут быть воспроизведены и успешно применены в Российских условиях с учётом территориальной и отраслевой специфики. Исследование опыта этих компаний позволило нам выявить и дополнить инструментарий, который может применяться в российских производственных компаниях для решения проблем роста производительности труда и развития бизнеса.
Функциональное представление цифровой платформы производственной системы
Цифровые платформы. Под цифровой платформой производственной системы в настоящей статье понимается совокупность методов, программных цифровых сервисов и инструментов, подходов и культурных кодов компаний, связывающих традиционные методы, используемых в классических производственных системах, с новыми цифровыми технологиями.
Для развития технологической подсистемы важны действия проектных команд компаний в цикле от определения потерь - к данным, к анализу данных, выработке управленческой информации и принятию решений на этой основе. Для этого команды предприятий:
  1. Определяют места возникновения потерь в потоке создания ценности. В стандартизированных производственных потоках изготовления серийной продукции места возникновения потерь можно определить экспертно, иногда с помощью визуального наблюдения. В многономенклатурном мелкосерийном производстве, управляемом нестабильными рыночными заказами, места возникновения потерь определяются с использованием системы сбора данных с последующим статистическим анализом данных и выработкой управленческой информации. Пример: не создающие ценность операции на рабочем месте оператора сборки продукции. Для этих целей классическими методами создаётся карта потока создания ценности (КПСЦ, VSM) или карта процесса по ролям (MIFA) с определением деталей взаимодействия участников в процессах создания ценности.
2.Для сбора данных выбирают интегрированные в операции инструменты сбора данных – датчики, системы видеонаблюдения, программно-аппаратные комплексы, телеметрию.
3.Управляют данными, описывающими потери. Пример: простои оборудования, маршруты перемещения персонала, незавершённое производство, запасы с низкой оборачиваемостью, - все, что позволит выявить причины ограничения скорости потока создания ценности.
4.Производят анализ данных для определения информации о причинах потерь с помощью систем и панелей управления (BI).
5. На основе бизнес-аналитики принимают решения об устранении потерь. Ищут следующие ограничения и места возникновения потерь.
Пожалуйста, расскажите о себе, чтобы получить полный текст нашей статьи "Цифровая платформа производственных систем" бесплатно: